Ответственность родителей за противоправные действия детей

«Ребенок должен быть защищен от всех форм
небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»
Принцип 9 Декларации прав ребенка
(20 ноября 1959 года)

 

Воспитание ребенка очень сложный процесс, требующий выполнение определенных обязательств родителями, которые не всегда справляются с этим. Это происходит по разным причинам. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Но, не смотря на все сложности, родители, обязаны выполнять свои родительские обязанности по отношению к своему ребенку.

За невыполнение этих основных родительских обязанностей, а также за противоправные действия в отношении своих детей взрослые несут все виды административной и уголовной ответственности.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Физические способы воспитания в таких семьях становятся нормой.

Термин «жестокое обращение» законодательно не определен, поэтому является оценочным и на практике понимают жестокое обращение как:
• физическое насилие (побои, сечение, лишение сна, лишение пищи и воды и др.);
• сексуальное насилие;
• психическое насилие (оскорбление и пренебрежительное отношение, унижение, угрозы, открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес и др.);
• невыполнение взрослыми обещаний, а также иное воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Одна из больших проблем в воспитании – это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности, лжи, к формированию несвойственного стиля поведения. Методы наказания детей в детстве могут стать их вседозволенностью во взрослой жизни.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Поэтому будьте осторожны и объективны. Прежде чем наказывать, подумайте, а не будет ли это слишком сурово за этот конкретный проступок, и соблюдайте во всем меру. Кроме того, есть виды наказания, которые к ребенку никогда и ни при каких условиях применять нельзя. Угрозы и запугивания – могут привести к серьезным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, их можно пропускать мимо ушей. Оставлять проступки без внимания вовсе – это также плохо, как и излишне сурово наказать ребенка. Ребенок должен знать, что вслед за недостойным поведением обязательно наступят последствия. Применяя наказание, нужно придерживаться очень важного правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

Самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, что не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним. Помните, что плох тот родитель, который наказывает не воспитывая. Поэтому Вам понадобится: терпение, любовь, последовательность, адекватность.

Т.А. Зорина
методист БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие»

Ссылка на оригинал